воскресенье, 9 сентября 2012 г.

Арт-лаборатория как технология личностно-профессионального проектирования


Ролевое содержание профессиональной деятельности практического психолога полимерно не только в количественном, но и в качественном измерении, соответственно, профессиональная подготовка психолога-консультанта, практического психолога должна предусматривать овладение хотя бы основными его элементами. Но, прежде чем обратиться непосредственно к одной из технологий, используемых нами в данном направлении, требуется остановиться на том, что подразумевается в данной статье под понятием «роль».
Обобщая взгляды, подходы отечественных и зарубежных деятелей науки и искусства, т.е. тех направлений познания, в которых роль рассматривается как основная категория, можно прийти к выводу о том, что роль – это: образ, совокупность представлений, со-бытие, механизм динамики, воплощение, возможность, путь, субличность, позиция, расстояние, направление деятельности, ипостась, процесс, среда, инструмент, целенаправленная деятельность, произведение творчества…
В результате становится понятно, что роль – понятие весьма емкое, многоплановое. Трактуется по-разному и весьма «нестрого». С одной стороны это неплохо, так как создает среду для гипотетического и эмпирического поиска, с другой – нет четкости и определенности в многочисленных синомимических связях и аналогиях. Попробуем сосредоточиться на понятии «профессиональная роль».

Опять-таки возможны варианты определений. Например (гипотетически): «совокупность образов и их воплощений в деятельности, детерминирующих эффективность достижения профессиональных целей». Исходя из данного определения, для выявления ролевого содержания профессии практического психолога, необходимо определить критерии ее эффективности на каждом этапе и  действия которые детерминируют их достижение. Предположим, психолог-консультант проводит консультацию. Критерии эффективности первого этапа – установление контакта, установки на взаимодействие, формирование взаимного интереса к проблеме консультации. Ищем подходящую для достижения этих критериев роль (ипостась, субличность). Их много: коммуникатор, слушатель, дипломат, секретарь…. Важно определить, какая из них является «вашей» и какая будет адекватна в данной ситуации, т.е. в вашем взаимодействии с данным человеком.   И так далее, на каждом этапе консультации актуализируется (акцентируется) определенное ролевое содержание профессии. Следовательно, ролей, в которых должен уметь эффективно действовать психолог – бесчисленное множество. Отсюда следует как минимум два вывода: в ходе обучения необходимо исследовать и развить свои ролевые возможности и перспективы, а также овладеть необходимыми навыками ролевого взаимодействия в целом. Вот мы и сформулировали основные направления профессионально-ролевой подготовки психологов.
Теперь обратимся к технологиям. Не будем настаивать на каких-то определенных из них и говорить об их несомненной эффективности в любых условиях. Но весьма коротко приведем психолого-педагогические основания, которые должны быть положены в основу разработки таких технологий.
- роль – междисциплинарная категория, содержание которой исследуется и применяется в самых различных областях знаний и практики: ученых, деятелей искусства, политики, эмпирике. Следовательно, при разработке технологии необходимо использовать совокупность всех способов познания.
- исполнение роли требует высокого уровня развития не только познавательной и деятельностной сфер личности, но и эмоционального интеллекта. Важно знать, чувствовать и владеть разными способами действий, умением преподносить, транслировать. Следовательно, при разработке технологий необходимо учитывать необходимость создания условий для совершенствования личности будущего психолога во всех этих направлениях в совокупности.
- вспоминая известный постулат медиков о том, что «подобное лечится подобным», отметим, что, для овладения ролевым репертуаром, необходимо выступать в разных ролях, изучать и анализировать свою личность, особенности и способности с данных позиций. Следовательно, технология должна предусматривать возможности для самоанализа и рефлексии.
-   ролевое действие – априори творческое. Следовательно, технология должна проектироваться в соответствии с этапами и содержанием творческого процесса, быть инстайт-ориентированной, эвристической и создавать возможности для проявления индивидуальности.
- хоть и правильно пишут, что искусству научить нельзя, но можно научиться, отметим, что ролевой репертуар формируется на основе подражания. Сначала родителям, потом – другим авторитетным для человека личностям, реальным или воспринимаемым в произведениях искусства, литературы. Следовательно, личность руководителя («психотехника», «тренера», «педагога», «режиссера», название профессиональной ипостаси зависит от парадигмы, в которой создается технология и которая является значимой для ее создателя) является составляющей данной технологии.   
Исходя из данных оснований, обратим внимание на технологию художественного поля, которая трактуется как совокупность художественно-творческих условий, способствующих пробуждению латентных интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных свойств и способностей личности, актуализирующихся в художественно-творческом действии и взаимодействии.   Понятие «поля» предусматривает наличие напряжения, находясь в котором личность преодолевает свое собственное содержание посредством его амплификации (обогащения). Напряжение создается в процессе художественно-творческого действия и взаимодействия основных элементов художественного поля: создаваемого, воспринимаемого и осмысливаемого художественного образа и психической реальности художника (автора). Задачами создателя художественного поля является обнаружение оптимального по силе напряжения стимула, инициирование и поддержка художественной активности автора, ее пролонгирование на этапы вербального взаимодействия и рефлексии. В качестве примера приведу сценарий одной из форм художественного поля – творческой арт-лаборатории. Но прежде – краткое изложение ее алгоритма, который был построен на понимании художественного поля  самоактуализации как множества значимых, осознаваемых и неосознаваемых взаимозависимых фактов, воспринимаемых и транслируемых в художественных образах и событиях, которое инициирует условия,  способствующие  дифференцированности личностного пространства за счет  включения в оперативную сферу личности неактуализированного и неотрефлексированного ранее материала; в нем происходит структурирование элементов психической реальности субъекта в воспринимаемый, переживаемый и осмысливаемый художественный образ; в нем инициируется эмоциональная, эстетическая реакция, экономия интеллектуальной энергии, конструктивная реализация внутриличностного конфликта.
Технология организации арт-лаборатории основана на принципе обязательного соответствия ее элементов элементам художественно-творческой деятельности:

  • Поиск актуальной, эмоционально и интеллектуально значимой для участников темы исследования.
  • Эмпирический «разогрев» участников с целью ознакомления с их интеллектуально-творческим и художественным потенциалом и формирования личностно-ориентированного интереса к предстоящей работе
  • Погружение в тему с помощью интерактивных и художественных форм работы
  • Исследование и самоисследование с помощью различных методов самодиагностики, в том числе –  художественных
  • Обработка результатов исследования, их оформление в художественной или графической формах
  • Обсуждение результатов, рефлексия
Необходимо заметить, что выбор вида художественного творчества в арт-лаборатории, остается за ее разработчиком. Так, например, в арт-лаборатории, которая проводилась в ходе зимней школы практической психологии в Сергиево-Посадском гуманитарном институте и была посвящена исследованию и практическому освоению ролевого содержания профессии психолога-консультанта, логично было обратиться к театральному искусству, в частности – актерской импровизации, и изобразительному искусству, в частности – инсталляции. 
Этапы арт-лаборатории:

  1. Определение содержания и постановка проблемы, посредством обсуждения и исследования понятий «роль», «субролевое содержание», составления ранжированного списка и иерархической карты ролевого содержания профессии психолога-консультанта.
  2. Определение цели (предназначения) каждой из субролей.
  3. Создание образа – инсталляции «Профессия психолога-консультанта»: каждому участнику предлагалось найти символ субролей профессии (например, символическим выражением сути суброли «внимательного слушателя» стали наушники, символом «строгого учителя» - дневник с оценками, символом «жилетки» - носовой платок, символом доброго друга – теплый шарф, символом «питающего» - конфеты, символом психоаналитика - маятник и т.д.). Далее из всех найденных символов составлялась инсталляция «Образ психолога-консультанта»
  4. Ролевые трансформации. Участникам предлагалось, изменив что-либо в созданной всем коллективом инсталляции, предложить свое видение цели, содержания профессии психолога-кунсультанта. При этом, остальные участники должны были предложить свою интерпретацию инсталляции в виде названия, краткого девиза и т.п.
  5. Демонстрация основных ролей психолога-консультанта «Отгадайте, кто я?»: ведущий исполняет несколько вариантов «консультаций» с одним и тем же человеком, выступая в разных ролях: «мать родная», «таинственная ведунья», «подружка», «доктор», «консультант», «бизнесмен», «проводник».  Каждый участник пишет на своем листке свои замечания, мысли, отгадки. При условии высокого уровня интереса и желания участников, можно провести этот этап несколько раз, меняясь ролями.
  6. Подготовка к активному освоению ролевого содеражния профессии: мини-дискуссия по стихийно организованным группам на тему: профессиональные роли играются или исполняются? Мы превращаемся в кого-то при исполнении ролей или остаемся самими собой?
  7. Апробирование себя в разных ролях психолога-консультанта. Каждому предлагается кратко сформулировать для упражнения какую-либо проблему (реальную или придуманную, не важно). Все участники делятся на «крестики и нолики». Крестики – психологи, нолики – их подопечные, которые также могут играть разные роли. Каждый психолог занимает какую-либо желаемую ролевую позицию из демонстрируемых ранее. На «консультацию» отводится 5 минут. Меняемся парами. Ролевую позицию стараемся сохранить, но пристроится к новому подопечному. В конце каждого круга перемен – рефлексия. Тема для разговора: мне понравилось, мне было комфортно, когда я был в суброли… Второй круг – меняются местами подопечные и психологи.
  8. 8.              Более полное погружение в понравившуюся суброль и освоение ее содержания. Упражнение «Блиц-модель»: две коробки с карточками, на которых обозначены роли психолога и подопечного. Выходит пара участников, каждый достает роль и проходит «консультация». Проблему можно оставить из предыдущего упражнения. Далее – меняемся позициями, достаем из коробки новые роли. Задача – консультировать так, чтобы участники - зрители догадались какая ролевая позиция задумана психологом.
  9. Заключительное обсуждение. Возвращаемся к созданной в начале лаборатории карте ролевого содержания. Обсуждаем, какие роли остаются, поменялась ли их иерархия, что обнаружено в себе, что в ролевом содержании профессии необходимо развивать, осваивать.
  10. Завершается арт-лаборатория построением новой инсталляции или созданием каких-либо других произведений (по желанию участников). При необходимости пролонгировать работу можно предложить домашнее задание – создать модель своего ролевого содержания в любой художественной форме. Это позволит более глубоко идентифицировать свои ролевые «Я», перспективные для будущей профессиональной деятельности.
Основное условие эффективности работы арт-лаборатории – продуцируемые в ходе художественно-творческого взаимодействия эмоциональная вовлеченность и высокая степень внутренней защищенности, которые способствуют открытости самовыражения и сотворчеству.



Лопаткова И.В.
д.псх.н., проф. кафедры психологии
Сергиево-Посадского гуманитарного института